Мировой финансовый и экономический кризис не мог не затронуть Россию. Мы- часть мировой экономики, причем немалая. Вроде бы уже появились признаки оздоровления. Но не утихает волна закрытия предприятий, в т.ч. банкротств, свертывания производств, уменьшения рабочей недели, сокращений численности и др. Выросла в обществе социальная напряженность, активизировался криминал…Это печальная реальность.
Обеспокоены все. Еще год назад было понятно, что просто пересидеть, переждать ситуацию не удастся. Все же надо быть подготовленными к самым худшим вариантам ее развития. Казалось бы, что ж переживать производителям хлеба, который служит основой питания человека на протяжении почти восьми тысяч лет, и должен быть востребован всегда. Наверное, в ряде регионов хлебопекарная отрасль «в шоколаде». Но юг России, на мой взгляд, во все времена отличался своеобразием. И вот об этом своеобразии и хочу повести дальше разговор.
Всем сейчас не хватает денег. Банки или отказывают в предоставлении кредитов или необоснованно продолжают предлагать достаточно высокие «грабительские проценты». Не хватает денег и нам, ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский». Начиная с 2002 года капвложения ежегодно составляют от 10 млн. руб. Активно использовали инвестиционные кредиты, субсидируемые федеральным и краевым бюджетами. За это время введен в эксплуатацию мельничный комплекс, произведена масштабная реконструкция хлебобулочного и кондитерского цехов, обновлено технологическое оборудование. Что и говорить, хлебокомбинат пережил свое новое рождение. Успели!
Но с кризисом аппетиты пришлось поубавить. О развитии предприятия не забываем, однако реализацию целого ряда проектов отложили до лучших времен. Самое главное сейчас в другом- сохранить трудовой коллектив и предприятие. Как говорится не до жиру, живыми бы остаться.
Население в основном из-за недостатка денег, да и в целях экономии, реже стали ходить в магазины, а при совершении покупок предпочтение стали отдавать более дешевым продуктам (не о машинах речь!). Впервые продавцам фирменной торговой сети мы дали разрешение продавать четвертинку буханки. Пересмотрели ассортимент вырабатываемой продукции, упаковку, развес. Возобновили производство хлеба из муки 2 сорта развесом 0,65 кг и отпускной ценой 9 рублей за буханку. Он выгодно отличается и своей полезностью. И еще, несмотря на удорожание энергоносителей, сырья и материалов, уже более года сдерживаем цены на все вырабатываемые изделия. И будем так продолжать столько времени, сколько позволит финансово-экономическая безопасность предприятия. А это прежде всего объемы продаж.
Да, если хотите, экономика- это больше продавать. Для одного из крупнейших хлебопекарных предприятий Юга России, каким является Георгиевский Хлебокомбинат, иначе и быть не должно. Но как увеличить объемы продаж, когда налицо неравные условия конкуренции с малыми пекарнями. Поддерживаю всех, активно отстаивающих интересы крупных предприятий, основных кормильцев бюджетов всех уровней. Действительно, выделяя средства за счет налоговых отчислений крупных предприятий для поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, государство преследует и цель возвратить деньги в казну от последних, причем в еще больших объемах. Здесь вообще ничего не должно теряться. Это аксиома. Но как происходит в действительности, попробуем разобраться на примере отрасли хлебопечения.
А начнем вот с чего. Чтобы выбрать правильный столбовой путь развития, не ошибиться в принятии решения, приходится много сравнивать, посещать родственные предприятия, иметь много встреч в различных российских регионах. Лишь тогда понимаешь, насколько правильно организован хлебный рынок там, где мелкие пекарни можно пересчитать на пальцах одной руки, на них в общем-то никто и внимания не обращает. А крупные хлебокомбинаты загружены чуть ли не на 100%-ную мощность, имеют высокую рентабельность. При этом налоги льются как из рога изобилия в местные и региональные бюджеты. Причем, как правило, хлебокомбинаты сами по себе хорошо организованы, активно участвуют в решении задач социально-экономического развития территории, легко управляемы. Имея заработную плату 20 тыс. руб. и более, работники практически не обращают внимания на рост тарифов на коммунальные услуги и цен на продукты питания.
У нас же, южан, на практике получается с точностью до наоборот: на один крупный хлебозавод приходится до 20 малых пекарен, хлебопекарные предприятия, имея 25-50% использования мощностей и рентабельность 5-10%, в целях выживания и сохранения трудовых коллективов переходят на упрощенную схему налогообложения или предпринимательство, что оборачивается государственной казне большими никем невосполнимыми потерями. А ведь это недополученные пенсии, зарплата учителей, медиков, работников бюджетной сферы. Многие мелкие пекарни занижают свои объемы продаж, безнаказанно уходят в тень от налогообложения. Немало и таких, кто вообще не платит за газ и электроэнергию. Во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды крупные хлебозаводы с каждой тонны хлеба отчисляют 3000 рублей, или более 2 рублей с каждой буханки, в то время как малые пекарни в лучшем случае копеек 10. Разница более чем в 20 раз. В таких условиях ни о какой здоровой конкуренции и речи быть не может. Георгиевский Хлебокомбинат, обеспечивает лишь 20% потребности населения города Георгиевска и Георгиевского района в хлебе. Львиную долю хлебного рынка занимает продукция мелких пекарен и завозимая извне. Поэтому предприятие вынуждено разрабатывать ассортимент регионального уровня, в т.ч. хлебобулочные, кондитерские, сухарные и бараночные изделия, работать по всему Северному Кавказу, а также с крупными городами, в т.ч. с Москвой. Но, несмотря на жесткую конкуренцию, мы ежемесячно отчисляем 2,5 млн. руб. в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В то же время наши многочисленные конкуренты все вместе взятые за полный календарный год не перечисляют и половины этой суммы. С таким своеобразием не согласны и мукомолы, и молочники, и мясопереработчики. Некоторые читатели могут подтвердить, что уже слышали это неоднократно. Да, и слышали, и читали. Но положение-то вещей не менялось.
А где же продукцию Георгиевского хлебокомбината можно купить? -задают покупатели вопрос на ярмарках, выставках, проходящих в городах Юга России. В полном ассортименте, к сожалению, только в фирменных магазинах. Требуйте, чтобы понравившиеся Вам изделия присутствовали на торговых прилавках, чтобы магазины работали с теми производителями, которые несут покупателю радость и удовлетворение от вкусовых качеств и полезности продукта, максимальной пользы, в том числе и финансовой для общества.
Никто никого не хочет поучать, и тем более запугивать. Ясно главное, сейчас как никогда важно нам: и покупателям, и производителям, - быть всем вместе, лучше понимать друг друга, поддерживать словом и делом.
Закончить хочется на мажорной ноте. Уже стало доброй традицией на георгиевском хлебокомбинате в праздник дня пожилого человека всех ветеранов приглашать на встречу в клуб родного предприятия. Душевное чаепитие, откровения руководства о планах развития, экскурсия по цехам, подарки, счастливые лица и многое другое придали новые силы всем участникам встречи. И один ветеран принес, как мне кажется, прекрасные стихи. Впрочем, судите сами:
Мне иногда московские друзья
В коротких письмах лаконично пишут
Что я живу в Георгиевске зря
Что этот город там в Москве не слышен
Но я смеюсь над логикой такой
Слегка прикрытой шелухой словесной
Да городок хотя и небольшой
но кое-чем он все-таки известен
Когда бы знать друзья мои могли
Что с качеством растущим год от года
Идет почти во все края земли
Продукция от нашего завода
Генеральный директор
ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский»,
депутат Думы г.Георгиевска
Сергеев Александр Алексеевич
Послесловие
Нет, не могу я без георгиевского хлеба, что выпечен на хлебокомбинате, а не черт знает где, в абы каких условиях и неизвестно какими руками. А здесь, на хлебокомбинате, я знаю эти условия, отвечающие самым строгим требованиям санитарии и гигиены. На них даже можно посмотреть- уровень европейский. А если захотеть, то и проверить: на предприятие регулярно с экскурсиями приходят школьники целыми классами.
Рабочие регулярно проходят медобследования, по плану производственные площади дезинфицируются, оборудование и рабочие места после каждой смены,- а это 2 раза в сутки,- тщательно вымываются.
Все сырье во время приемки на склад подвергается лабораторному анализу. В производстве используются исключительно добротные высококачественные натуральные ингредиенты.
О муке разговор отдельный и особый. Начальник мельничного комплекса Григорий Миронченко 20 лет в мукомольном производстве. Вместе с заведующей лаборатории Еленой Еркиной достигается качество муки намного лучше, чем того требует ГОСТ. Иначе и быть не могло, так как пшеница закупается у сельхозтоваропроизводителей с лучшими хлебопекарными свойствами.
Не устаю удивляться разнообразию ассортимента и вкусов вырабатываемых изделий. Руки настоящих мастеров творят чудеса.
Нет, я в жизни не представляю ни одного дня без продукции георгиевского хлебокомбинат!